Menu
Нарушения в речи ребенка - довольно часто встречающийся факт. Исправлением речи детей занимается специалист - логопед. Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ста­вят» звуки, т.е. исправляют не­правильное произношение.

Это не сов­сем так!

Глобальной целью логопедиче­ского воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а имен­но: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физичес­кого и речевого слуха, развитие грамма­тической стороны речи, обучение навы­кам словообразования исловоизмене­ния, развитие артикуляционной мотори­ки, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения.

Какие ошибки должны насторожить родителей

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, У - Ч, Х - Ж, р - п, и - у , ш - щ и др.

 

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] (уапата) или [р](картавость), особый трагедии в этом нет - сей­час. Но позднее... есть вероятность того, что такое отклонение от нормы помешает ему в подростковом или старшем возрасте! Могут возникнуть затруднения в школьном обучении – плохая успеваемость, а в будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессии! А вот если ребенок заменяет один звук другим, то это приведет к стойкой неуспеваемости по русскому языку и чтению.

Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.

Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и барьеры непонимания в общении, а мож­но 2-3 раза в неделю походить на занятия к логопеду и исправить эту ситуацию.

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству.

При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими звуками (фонемами). Например: тубло(дупло), лёбит (любит).
4. Пропуск букв, слогов, недописывании слов.
5. При дисграфии часты ошибки «застревания» (повторение первого звука, слога в слове): 

За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения» (заменяет вытесненную букву в слове): 

Дод небом лолубым (под небом голубым).
6. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт(везёт).
7. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: 

Всаду вы росли чудесные розы (в саду выросли чудесные розы).

Графические ошибки:

- вставляет лишние буквы и слоги (лампа – ланмпа), (марка – мартка);

- переставляет буквы (корни – конри), (свет – всет); не дописывает слова (красный – красн), (дорога – дорог);

- слитно пишет слова и произвольно делит их (дети играли – детииграли), (утюг – у тюг);

- не определяет границы предложения, т.е. не обозначает на письме начало предложения заглавной буквой и не ставит точку в конце предложения;

- аграмматизмы на письме– (длинный(ая) скатерть, голубой(ая) лента). Ребёнок не согласует существительное с прилагательным в падеже.

Логопедические ошибки при чтении:

- Ребенок плохо запоминает, пропускает, переставляет, заменяет, вставляет лишние буквы и слоги;

- Читает по буквам, медленно по слогам;

- Не соблюдает логическое ударение;

- Нет чёткой дикции при чтении;

- Не может понять и передать содержание прочитанного текста.  


          Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям.

          Нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение письма и чтения в полном объеме, а также иностранных языков.

Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изу­чении литературы, биологии, истории, ге­ографии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания.

Что же это такое - нарушение письма и чтения?

Почему они происходят?

Как проявляются?

Как вовремя помочь ребенку?

          Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов.

Это очень важно, так как учитель - первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из - за незнания грамматических правил.

                            Каковы причины возникновения этих ошибок?

  • Наследственность.
  • Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования.
  • Двуязычие в семье.
  • Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа).
  • Несформированность устной речи в дошкольном возрасте. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяя один звук другим. Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки. Поэтому, пожалуйста, обратите внимание на свою речь и речь ребенка, требуйте четкой дикции (особенно во время чтения и письма).
  • Неразвитый речевой (фонематический слух) слух. Так ребенок снормальным слухом, с замечательным муз. слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к; парные по тв. - мягк.: б-бь; д-дь; л-ль;р – рь; и др). Если ребенок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи.
  • Ошибки возникают у детей, которые не умеют анализировать слова (не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).
  • Бедный словарный запас школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.
Наверх