Это не совсем так!
Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования исловоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения.
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, У - Ч, Х - Ж, р - п, и - у , ш - щ и др.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] (уапата) или [р](картавость), особый трагедии в этом нет - сейчас. Но позднее... есть вероятность того, что такое отклонение от нормы помешает ему в подростковом или старшем возрасте! Могут возникнуть затруднения в школьном обучении – плохая успеваемость, а в будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессии! А вот если ребенок заменяет один звук другим, то это приведет к стойкой неуспеваемости по русскому языку и чтению.
Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и барьеры непонимания в общении, а можно 2-3 раза в неделю походить на занятия к логопеду и исправить эту ситуацию.
3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству.
При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими звуками (фонемами). Например: тубло(дупло), лёбит (любит).
4. Пропуск букв, слогов, недописывании слов.
5. При дисграфии часты ошибки «застревания» (повторение первого звука, слога в слове):
За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения» (заменяет вытесненную букву в слове):
Дод небом лолубым (под небом голубым).
6. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт(везёт).
7. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии:
Всаду вы росли чудесные розы (в саду выросли чудесные розы).
- вставляет лишние буквы и слоги (лампа – ланмпа), (марка – мартка);
- переставляет буквы (корни – конри), (свет – всет); не дописывает слова (красный – красн), (дорога – дорог);
- слитно пишет слова и произвольно делит их (дети играли – детииграли), (утюг – у тюг);
- не определяет границы предложения, т.е. не обозначает на письме начало предложения заглавной буквой и не ставит точку в конце предложения;
- аграмматизмы на письме– (длинный(ая) скатерть, голубой(ая) лента). Ребёнок не согласует существительное с прилагательным в падеже.
- Ребенок плохо запоминает, пропускает, переставляет, заменяет, вставляет лишние буквы и слоги;
- Читает по буквам, медленно по слогам;
- Не соблюдает логическое ударение;
- Нет чёткой дикции при чтении;
- Не может понять и передать содержание прочитанного текста.
Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям.
Нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение письма и чтения в полном объеме, а также иностранных языков.
Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания.
Что же это такое - нарушение письма и чтения?
Почему они происходят?
Как проявляются?
Как вовремя помочь ребенку?
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов.
Это очень важно, так как учитель - первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из - за незнания грамматических правил.